История создания тепловой трубы
Впервые термин "тепловая труба" был предложен Гровером Г.М. и использован в описании к пат. США 3 229 759 (02.12.1963, Комиссия по атомной энергии США) и в статье "Устройство, обладающее очень высокой теплопроводностью" (Гровер Г.М. и др. J.Appl. Phys., 1964, 35, р. 1990 - 1991). Эта статья была первой публикацией по тепловым трубам; в ней излагались предварительные результаты обширной программы исследований, выполненных Гровером с сотрудниками в Лос-Аламосской лаборатории в последующие годы. Рост количества публикаций в первое десятилетие: 1964 - 1, к 1968 - 80, к 1970 - 149, к 1972 - 544; в 1973 в Штутгарте (ФРГ) состоялась 1-я Международная конференция по тепловым трубам (с участием СССР). Однако патент Гровера не был первым патентом по тепловым трубам. В результате поисков бюро патентов США было выявлено семь других патентов, включая патент Гоглера (1942), близких по технической сущности к пат. Гровера. Несмотря на это патент Гровера был принят.
Впервые идея тепловой трубы была предложена Гоглером (ф-ма Дженерал Моторс корп.) и описана в пат. США 2 350 348 (заявл. 21.12.1942, опубл. 6.06.1944), выданном на холодильный агрегат и его варианты.
Первой фирмой, развернувшей серийное производство тепловых труб (с середины 1964), была RCA; в качестве материала корпуса использовались стекло, медь, никель, нержав. сталь, молибден; в качестве рабочей жидкости - вода, цезий, натрий, литий и висмут; максимальная рабочая температура достигала 1650°С.
Первая статья обзорного характера по тепловым трубам в СССР вышла в 1969 (Москвин Ю.В., Филиппов Ю.А. Тепловые трубы. "Теплофизика высоких температур", 1969., т.7, № 4, с. 766-775 ).
К 1965 была развернута программа исследований Евратома по применению тепловых труб в термоионных преобразователях ядерной энергии (подвод теплоты к эмиттерам 1600°С - 1800°С и отвод теплоты от коллекторов - 1000°С) в Объединенном ядерном исследовательском центре (Испр, Италия).
В 1967 тепловая труба была впервые испытана на космическом спутнике на околоземной орбите (корпус - нержавеющая сталь, рабочая жидкость - вода, электрообогрев), а в 1968 - впервые применена для теплового регулирования спутника "Геос - Б" (две тепловые трубы, корпус -алюминиевый сплав, фитиль - алюминиевая сетка, рабочая жидкость - фреон-11; назначение - снижение до минимума разности температур между ответчиками, расположенными в разных частях спутника).
В последующие годы сфера применения тепловых труб резко расширилась: от авиации, радиоэлектроники и гелиотехники - до бытовой техники и криохирургии. Это объясняется универсальностью применения теплового поля в современной технике в составе теплофизических структур (теполей) - от простых веполей с прямым использованием теплового поля до цепных и сложных веполей с многоступенчатыми процессами преобразования энергии.
Принцип действия тепловой трубы
Непосредственным предшественником ТС-ТТ был термосифон, поэтому полезно рассмотреть вначале принцип действия этого устройства.
ТТ-2.Термосифон.
Внутрь корпуса вводят небольшое количество жидкости, откачивают воздух и герметизируют (запаивают). При подводе тепла к зоне испарения жидкость переходит в пар, давление насыщения паров в этой зоне резко повышается, пар движется вверх в зону с меньшим давлением, конденсируется и стекает по стенкам вниз. Необходимым условием работы является отвод тепла от зоны конденсации. Недопустим также перегрев в зоне испарения - может наступить кризис кипения (вся жидкость испарится) и теплопередача пойдет по стенкам термосифона.
Следует отметить, что термосифон способен обеспечить большую мощность теплопередачи даже при малой разности температур между его концами, т.к. скрытая теплота парообразования у жидкостей велика.
Отличительной особенностью этой системы теплопередачи является способ возврата конденсата - под действием гравитационного поля. Поэтому термосифон может работать только тогда, когда зона испарения находится ниже зоны конденсации.
Для обеспечения возврата конденсата в зону испарения при любой ориентации системы теплопередачи потребовалось заменить гравитационное поле каким-то другим, но, желательно, таким же "бесплатным". Это и было осуществлено при изобретении новой системы - тепловой трубы.ТТ-3 Пат. США 2 350 348 (1942) Тепловая труба Гоглера. Цель изобретения: "... обеспечение поглощения теплоты, или другими словами, испарения жидкости в точке, лежащей выше области конденсации или зоны отвода теплоты, без дополнительных затрат на подъем жидкости от уровня конденсатора".
ТТ использована для отвода тепла из внутреннего отделения холодильника вниз в поддон, заполненный кусками льда. Техническая идея Гоглера не вышла за рамки патента, т.к. фирма General Motors Corp применила другую, более доступную в то время технологию.
Таким образом, в качестве сил поднимающих конденсат против сил гравитации, были использованы капиллярные силы, возникающие при смачивании рабочей жидкостью капиллярно-пористого материала (КПМ) - фитиля.
ТТ-4. Пат. США 3 229 759 (1963) Тепловая труба Гровера.
Корпус из нержавеющей стали, фитиль - проволочная сетка, рабочая жидкость - натрий, литий, серебро.
Это классический тип тепловой трубы с использованием капиллярного эффекта, который обеспечивает независимость положения зоны испарения в гравитационном поле. Однако эта независимость далеко не беспредельна. Поэтому кроме гравитационных (термосифон) и капиллярных (классическая ТТ) сил в современных типах ТТ применяют центробежные, электростатические, магнитные, осмотические и другие виды полей для возврата конденсата.